Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

varing
  • varing

Сказания Померании и Рюгена… и Московия

Накануне затронули с юзером smelding тему фольклора Померании и острова Рюген. В своё время мне довелось приобрести пару репринтных изданий, которые представляют собой сборники мекленбургских народных сказаний (Volkssagen). И вспомнился один очень интересный эпизод. Это сказка под названием «Ведьма» (De Hex). Но в данном случае сюжет сказки не столь важен - она представляет собой довольно типичное фольклорное произведение. Однако первые строки очень интересны:

In einem großen, der Elde nahe gelegenen Kirchdorfe des südwestlichen Meklenburgs trieb um die Moskowiter-Zeit eine bitterböse Hexe ihr arges Wesen…

В одном большом селе, расположенном близ Эльды в юго-западном Мекленбурге, во времена московитов жила-была злобная ведьма…

Источник: Johann Christ. Friedrich Günther. Meklenburgische Volkssagen und Volksaberglaube // Verein für Mecklenburgische Geschichte und Altertumskunde: Jahrbücher des Vereins für Mecklenburgische Geschichte und Altertumskunde. - Bd. 8 (1843), S. 206.

Итак, с чего бы в неком селе на юге Балтики вспоминать про московитов? Как известно, в источниках так называли русских из Великого княжества Московского XIV-XVI вв. Вспомним хотя бы С.Герберштейна. Так что до Петра I и его «окна в Европу» было ещё далеко. А про русских-московитов в Мекленбурге знали. При этом в сказке «времена московитов» упоминаются без малейшей привязки к сюжету. Казалось бы, зачем вообще их упоминать?

Очевидно, что это элемент той традиции, которая незримо связывала Русь с прародиной, располагавшейся на южно-балтийском побережье, в области Мекленбург - Передняя Померания. Об этом немало написано и приведено убедительных научных доказательств. Но, как видим, связи южной Балтики с Русью нашли своё отражение и в народном фольклоре, который зачастую помнит то, что забывает политическая история.

Нужен специалист для комментария

Здравствуйте! Для комментария федеральному каналу очень нужен специалист по славянской мифологии и фольклористике, способный рассказать о повериях, легендах и приметах связанны с русалками. Если среди участников есть таковые или вы можете поделиться контактами, буду очень благодарна. Просьба писать в комментарии или личные сообщения.
logo

Образы и символы русского храма.



Уважаемые дамы и господа,

в эту субботу, 21 ноября в 16.00 у нас в гостях научный сотрудник Государственной Третьяковской Галереи Ирина Николаевна Флёрова с рассказом о русском храме, его символах и пространстве, о традициях русских иконописцев и выдающихся шедеврах древнерусского искусства. Очень всех ждем! Адрес для тех, кто не знает, стоимость и условия - тут.
собор

Кто и как реставрирует фрески на Руси


За реставрацию росписей Троицкой церкви в Вяземах взялась мастерская Грабаря. В то лето они очищали фрески от наслоений масляной краски. Для расчистки используется скальпель, которым надо осторожнейше, ведя его вдоль краски, снимать слой масла. Дла этой работы наняли "местного", который снял всю краску, просто ударяя скальпелем поперек слоя. Результат - фресочный слой поврежден примерно через 1-3 см надрезами на глубину до 5 мм. Он просто осыпается при малейшем дуновении (сквозняки в церкви - дело обычное) и при перепадах температуры. Погибают фрески! Не знаю, что с ними к сегодняшнему дню стало (прошло уже 9 лет).

… и еще об одном преступлении реставраторов.
Когда раскрыли фрески Рублева во владимирском Успенском соборе - росписи были по всему своду. Чтобы закрепить штукатурку надо было ее проклеить. Традиционные методы вели к постепенному потемнению клея. Некие "ученые" предложили синтетический клей, который (БЕЗ ИСПЫТАНИЙ) был применен сразу почти на всей поверхности. Результат - видели те, кто был в храме. Экскурсоводы показывают пару небольших невнятных фрагментов, которые остались от росписей. Остальное - пропало. Остались те куски, которые искусствоведам показались наименее ценнымим, самое ценное - "закрепили".
 
oldrus
  • varing

Художник И.С.Глазунов о своей известной картине

"Работая над триптихом «Рюрик и его братья», матерью которых была Умила, дочь Гостомысла, я все глубже понимал их роль в русской истории и все больше проникался ненавистью к «норманнской теории» - многовековой лжи, против которой выступал еще гениальный Ломоносов".

Илья Сергеевич Глазунов




И.С. Глазунов изобразил первых русских князей на центральной части триптиха 1986 года, в который вошли также изображения жреца с острова Рюген и легендарной матери братьев Умилы Новгородской (по Иоакимовской летописи). В центре - Рюрик с родовым знаком руссов на шлеме, увенчанном золотой головой льва.