Category: наука

Category was added automatically. Read all entries about "наука".

ФИНСКИЕ МИРАЖИ: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Наткнулся на весьма любопытные суждения профессиональных лингвистов по вопросу пресловутой "мери", столь возбуждающей как наших "доброжелателей" из ближнего зарубежья, так и странных личностей по эту сторону границы...

3. Великорусские говоры "литературного типа"
...Доказательством весьма раннего расселения славян на "мерянской" территории и отсутствия достаточно долгого двуязычия является также фактическое отсутствие в говорах Волго-Клязьминского междуречья финно-угорских лексических заимствований - ср. ситуацию на Севере, где в русских говорах широко распространены многочисленные финно-угорские заимствования.

Николаева С. Л. «Раннее диалектное членение и внешние связи восточнославянских диалектов» // «Вопросы языкознания» 1994, № 3.



Между тем, диалекты этой группы, ввиду сугубой архаичности их акцентной системы, не могут быть объяснены как результат вторичного развития какой-либо из известных акцентологических систем, а должны рассматриваться, вероятно, как наиболее раннее ответвление от праславянского; этнос, носитель этого диалекта, представляет, по-видимому, наиболее ранний восточный колонизационный поток славян. Вышесказанное, по-видимому, ставит под сомнение принятую в науке атрибуцию голяди и мерян. Находимые на данных территориях балтские и финские топонимы могут восходить к более ранним насельникам данных ареалов или к языку населения сопредельных территорий. Обращает на себя внимание, что однозначная атрибуция археологами мощинской, а также колочинской и тушемльско-банцеровской культур как балтских в основном опирается на данные топонимики, а рассмотрение браслетообразных незавязанных колец как принадлежности поволжско-финской (мерянской) культуры базируется лишь на убежденности в финском характере населения основной части Волго-Клязьминского междуречья и противоречит тому факту, что финским племенам вообще были несвойственны височные кольца (они являются принадлежностью исключительно славянских племён), а в русских диалектах данной территории практически отсутствуют финно-угорские лексические заимствования.

Дыбо В. А., Замятина Г. И., Николаев C. Л. Основы славянской акцентологии / Ин-т славяноведения и балканистики АН СССР; Отв. ред. Р. В. Булатова. - М.: Наука, 1990. -284с. ISBN 5-02-011011-6
Рецензенты: доктор филологических наук В. Н. Топоров,
кандидат филологических наук В. М. Живов

Два сборника статей "Естественнонаучные представления Древней Руси"

Вашему вниманию предлагается два сборника статей про естественнонаучные представления Древней Руси.

1. Естественнонаучные представления Древней Руси (М.: Наука, 1978).

Тем, кому тема науки в Древней Руси малоинтересна, весьма рекомендую следующую статью из этого сборника - Ю. Б. Рябошапко. Русско-шведские производственно-технические контакты первой половины XVII в. Там и про русскую геополитику в 17 в, и про русско-шведские отношения.

2. Естественнонаучные представления Древней Руси. Счисление лет. Символика чисел. "Отреченные" книги. Астрология. Минералогия (М.: Наука, 1988).
Swina's coat of arms
  • swinow

Определение слова "норманизм".

Оригинал взят у swinow в Определение слова "норманизм".




Мне показалось интересным дать определение слова "норманизм".

Как известно, наши оппоненты из норманистических кругов, частенько дискутируют с нами в очень интересном ключе:  ограничиваются указанием на то, что наши слова и идеи - не укладываются в то, что говорят корифеи норманизма, не соответствует тому, что они считают важным, во что они веруют, что они повторяют и называют "наукой" и т.д. Даже не интересуясь, насколько они, при этом, соответствуют объективной реальности. Видимо, полагая, что один только гневный упрёк в несоответствии норманистской идеологии, сам по себе, уже должен вселить ужас в "провинившихся" и повергнуть их в паническое бегство!

Collapse )
СF

Памяти профессора Аполлона Григорьевича Кузьмина


12 лет назад от нас ушёл выдающийся историк и общественный деятель, профессор Аполлон Григорьевич Кузьмин. Он принадлежал к той плеяде учёных, которым было под силу осмыслить клубок ключевых проблем русской истории, дающих ключ к пониманию исторического пути России. Он посвятил науке всю свою непростую жизнь, с его именем связано целое направление, которое теперь называют «школой Кузьмина».

Будучи учёным академического уровня, Кузьмин всегда требовательно относился к исследованию, призывая видеть в истории не «собрание историй», а неразрывный процесс жизни народа и государства. Иными словами, видеть и понимать связующие исторические нити от истоков, от князя Рюрика и Древней Руси до современных событий. Это известно любому, кто хотя бы раз в жизни бывал на лекциях профессора. При этом А.Г. Кузьмин обосновал принципиально новую методологию исторического исследования – проблемный подход, посвятив долгие годы изучению философии истории. Он известен и как замечательный педагог, читал курс отечественной истории от начала Руси до конца Смутного времени.

Читать далее на Переформат.ру...

Список основных публикаций А.Г.Кузьмина онлайн

Исторический формат: международный научный журнал

Уважаемые дамы и господа! Представляем вам первый выпуск журнала Исторический формат. Это рецензируемый научный журнал, включенный в базу РИНЦ, в котором публикуются результаты актуальных исследований российских и зарубежных учёных. Журнал является электронным периодическим изданием. На официальном сайте можно познакомиться с содержанием и бесплатно скачать номер.

В первом выпуске – статьи Л.П. Грот, А.А. Клёсова, Андрея Пауля и других авторов. Для бесплатной подписки на журнал отправьте запрос на контактный мейл редакции. На этот же электронный адрес также принимаются к рассмотрению новые статьи. Публикация в журнале осуществляется бесплатно по решению редакционной коллегии. Правила публикации и требования к оформлению материалов даны в конце номера.

Электронный адрес редакции: mail@histformat.com

Этот проект – принципиально некоммерческий. Как для авторов (вопреки распространенной практике взимать плату за публикации в научном журнале, особенно, индексируемом), так и для читателей. Редакция «Исторического формата» категорически против этого. Поэтому журнал будет совершенно бесплатным для читателей и для авторов. Свободно скачивайте и читайте! А также просим вас по возможности проинформировать своих коллег о новом журнале. Чем больше журнал будут читать и цитировать в научных статьях, тем скорее он станет известной и независимой площадкой для ученых.
varing
  • varing

Российская государственность в лицах и судьбах ее созидателей

Уважаемые коллеги! Прошу принять к сведению. Кафедра отечественной истории Липецкого государственного педагогического университета (ЛГПУ) 27-28 февраля 2015 г. проводит конференцию «Российская государственность в лицах и судьбах ее созидателей: IХ–ХXI вв.», посвященную 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Принимаются темы, связанные с изучением российской государственности и судеб ее строителей – от первых лиц до главных: крестьян, мастеровых, рабочих, мещан и др. Заявки на участие в конференции принимаются до 2 февраля 2015 г. по адресу: 398020, г. Липецк, ул. Ленина, 42, кафедра отечественной истории или по электронной почте: cafedra.oistoria@yandex.ru с темой: «Государственность-15». Телефон для справок: 8-(4742)-32-83-53 (кафедра).
 
В заявке необходимо указать: сведения об авторе (ФИО, место работы, должность, учёная степень, звание), тему выступления, телефон и электронный адрес. Оплата проезда за счет направляющей стороны. Форма участия в конференции: очно-заочная. По итогам конференции будет издан сборник материалов. Тексты для публикации можно выслать до начала конференции или представить в ходе ее работы.
СF
  • ulmerug

Путин о начале Руси

Balto-Slavica или Pre-Proto-Slavica?

Вышедшая статья Андрея Пауля вызвала большой интерес, и несмотря на правильную критику археологического мейнстрима вынуждает не согласиться с автором в самом главном. Впрочем здесь роль дез-информатора сыграл уже покойный В. Топоров к чей позиции, к сожалению, присоединился в своем блестящем обзоре А. Пауль.

Подобно Теодолиусу Витковскому хотелось задать сразу несколько вопросов покойному г-н Топорову:

I. Если данные топонимы/гидронимы определенные им в качестве балто-славянских представляют собой слово-формы образованные из той совокупности диалектов, которые представляли собой язык, классифицируемый как тот "для которого бессмысленно разделение на балтийский и славянский", то собственно почему в таком случае мы не имеем наличия множества гидронимов/топонимов с окончанием -ow на исконно балтийских территориях? Да, Топоров приводит аналоги из Пруссии, но во-первых окончание -ow продуктивно в славянском не только в качестве гидронимов и топонимов, но и антропонимов. Есть ли вообще хоть какие-то такие случаи в отношении Пруссии и прусского языка? Нет. Петр из Дусберга описывает около 10 топонимов  с -ов в Пруссии, но нет ни одного имени с -ов.

А потому - вопрос, почему нужно считать топонимы с -ов исконно прусскими, когда как пишет Седов:

Свидетельствами проживания славян на восточном побережье Балтийского моря от низовьев Немана до бассейна Венты включительно, являются и топонимические материалы. Это - несколько географических названий, образованных от этнонима рассматриваемой здесь этнической группировки; а также отмеченное лингвистами, но не объясненное до сих пор, значительное число славизмов в топонимии западных районов Латвии и Литвы. (c) Седов В. В., Венеды-славяне в юго-восточной Прибалтике

И тем более, когда, как утверждает Кулаков:

На рубеже VI-V вв. до н. э. в интересующем нас регионе происходит постепенная смена сырьевой базы металлургии - на смену бронзе приходит железо. Памятником переходного типа можно считать фунтовой могильник у пос. Покровское, содержавший черты материальной культуры как местного населения, так и пришельцев с земель Польского Поморья. Эти пришельцы, как показывают раскопки 1975-1976 гг., заняли своим могильником место поселения своих предшественников. Рядом с могилами, частично ими перекрытая, была обнаружена яма от углубленного в грунт жилища. Очевидно, янтарь, основные месторождения которого на Самбии расположены как раз у пос. Покровского, притягивал к себе не только местных уроженцев, но и представителей иных племен. Необходимо отметить, что основавшие этот могильник носители лужицкой и поморской культур, по мнению современных специалистов, являются непосредственными предками славян.

В эпоху раннего железа появляется культура западно-балтийских курганов с центром на Самбии. Восприняв значительно черты влившихся в местное население предков славян (лужицкие и поморские группы), носители этой культуры распространяются за нижнее течение р. Неман и в бассейн р. Бебжа. Эти племена становятся предками западных балтов. (с) Кулаков В. Забытая история Пруссов

II. Если данные гидронимы имеют окончание -ow уже в эпохе "для которого бессмысленно разделение на балтийский и славянский", то почему в таком случае они не распространены систематически у латышей и литовцев? Значит ли это, что восточные балтийцы могут быть исключены из данного языкового континума?

IV. На основании каких данных можно говорить о хронологии распределения гидронимов/топонимов с -ow для этой территории?

И как можно делать такие выводы, когда вовсе не все ученые считают топономику западной балтики - балтской:

И тем не менее, почти как бы в ответ на все более интенсивные исследования
гидронимии в бассейне верхнего Днепра на востоке, в последние деся­
тилетия появились работы на материале и западных областей, позво­
лившие выделить балтийские топонимы не только в целом к западу от
Вислы", но более точно между Вислой и Одером , а именно в Помера­
нии и Мекленбурге ; вдоль течения Вислы ; а согласно некоторым
ученым, также на запад от Одера или прямо вплоть до Эльбы". В самом деле, как отметил еще Топоров, значительная часть топономастики
этого региона, населенного сегодня славянскими народностями и обо­значенного в классической работе Траутманна (1948-1956) как славян­ский, могла бы быть заново интерпретирована как балтийская по сво­
ему происхождению в силу точных соответствий, которые были
обнаружены в топономастике современной балтийской территории.
(c) Балтийские языки. Дини П. У.

То есть, смотрим на движение и ловкость рук: Ни у одного прусса нет имени на -ов, но раз в Пруссии есть топонимы с -ов, то будем все интерпретировать в западно-балтийском стиле. И это притом, что сам Дини отмечает:

Витковский (1969, 1970) неоднократно и в разных контекстах под­
черкивал, что нет никакого исторического доказательства присутствия
балтов к западу от Одера, а археологические данные свидетельствуют
скорее о присутствии славян и что, наконец, вышеприведенные топони­
мы могут быть объяснены как славянские, германские или в общем
индоевропейские.
...
Что каса­ется материала, собранного в Померании, надо подчеркнуть, что здесь нельзя абстраги­роваться от (попытки предложения) этимона на основании кашубского наследия, как показал Хинце.


Невероятно, да? Витковский против, Хинц приводит примеры из славянского языка (кашубский диалект), но интерпретировть нужно все в балтийском стиле!

И это все, учитывая множество гипотез о висло-одерской (см. вики) прародине славян!
Swina's coat of arms
  • swinow

Освобождённая от искажений карта Великой Германии Птолемея

Ради истины, а заодно чтобы позабавить себя - решил исправить карту "Германии Магны, Птолемея", рубежа 19-20 веков создания (по всей видимости), составленную в Германии неизвестными мне авторами.

Вот исходный вариант:



Она содержит несколько серьёзных искажений, прогерманского мифологического характера. Не в том смысле, что на ней отражены данные из германских мифов! ;) Нет - она отражает выдумки, иллюстрирующие мифологизирование Древней Германии и древних германцев, искусственное выпячивание германцев и их роли, столь популярные в западном научном мире в своё время (хотя, собственно, многие составные этого до сих пор присутствуют в их "науке") и подменявшие собой настоящий научный взгляд. Хотя по сути - это просто подтасовки. Сильное несоответствие с заявляемым в шапке источником.

У Птолемея, на самом деле, НЕТ НИКАКИХ упоминаний Германского океана (Oceanus Germanicus). Северное и Балтийское моря, взятые вместе - он именует Сарматским океаном (Oceanus Sarmaticus). При этом Балтийское море, отдельно - Венедским заливом (Venedicus Sinus) Сарматского океана. И этот его реальный термин на данной карте, составленной "по Птолемею" - не указан. Но никаких других вариантов именования этого моря у него нет. Более того, Германским океаном - Балтику не называет ВООБЩЕ НИКТО из классических авторов.

Например, в работе Плиния Старшего имеется упоминание Балтики и Северного моря, вместе, как "Океана", также он приводит кимврское название Балтики Моремаруса, то есть "Мёртвое море". Южный его берег указан в его работе как "Скифский берег". Кроме того, он упоминает топоним Кодан в отношении Балтики и описывает в трёх днях пути от Скифского берега остров Balcia, Baltia или Abalcia. Тацит называет Балтику Свебским морем (Mare Suebicum). Даже Иордан, который и правда упоминает некое Германское море - под этим названием имеет в виду, скорее всего Северное море, тогда как Балтику называет "Восточным озером" (кстати, в строгом соответствии с северо-германской традицией именования этого водоёма). При этом, он называет, как минимум одну его часть Коданским заливом (а может под этим названием скрывается и всё Балтийское море). Есть и другие источники, в которых Балтика называется Венедским, Сарматским, Скифским, Варварским и т.д. морем. Начиная с Адама Бременского у западных латиноязычных авторов в оборот входят латинские названия Балтики на основе слова "балт" (Balticum return, Balticum mare, Balticum mare vel Barbarum, Balticus sinus и т.д.) У нас на Руси всё средневековье это море было известно как Варяжское. Арабы рассматривают Балтику, как огромный залив, выходящий из Западного моря (или океана), который идёт к северу от земель славян и доходит до Булгара, и, в след за русскими именуют его Бахр Варанк (Море Варягов). В частности аль-Хараки, цитирующий Джайхани.

Я исправил немецкие выдумки, "подправляющие" Птолемея в угоду тому, что самим немцам просто хотелось тогда рассказывать про себя, ибо к науке их фантазии не имеют никакого отношения (разве что, в том случае, когда эти их выдумки, сами, станут объектом пристального научного изучения и систематизации - тогда они будут интересны с точки зрения науки).

Вот исправленный вариант:



Прошу любить и жаловать.